Железодефицит и дисбактериоз

Мы очень часто говорим и здесь, и на приёме о железе, и неудивительно. Оно играет огромную роль в обменных процессах, поддержании нормальной жизнедеятельности организма, образовании новых клеток и компонентов межклеточного матрикса. Но самое главное — железодефицитная анемия (ЖДА) приобрела характер глобальной пандемии: она касается практически каждого.

По данным ВОЗ, ЖДА выявляется примерно у 26% населения Земли, в развитых странах — около 12%, а скрытый дефицит железа (на стадии, когда он еще трудноопределим “на глаз”) наблюдается у половины! То есть каждая вторая наша пациентка испытывает на себе все проблемы, связанные с состоянием анемии, при этом часто не может понять, что происходит. И эта ситуация постоянно ухудшается.

Причём, люди сдают анализы по списку, выявляют какие-то отклонения и приобретают те или иные препараты по рекомендации врача, но состояние не улучшается. Что интересно, не только многие пациенты, но и врачи убеждены в том, что наиболее надежным показателем уровня железа является гемоглобин. Но это не так. Чтобы оценить истинные масштабы проблемы на всех уровнях, наши пациенты сдают анализы на:

• ферритин,
  • сывороточное железо,
  • гемоглобин, трансферрин,
  • общую железосвертывающую способность (ОЖСС) и
  • витамин В12 (он играет большую роль в усвоении железа организмом).

Одной из распространенных причин, почему железо иссякает в организме, является… состояние микробиоты кишечника. А теперь обо всем по порядку.

Усвоение железа

Железо — это макроэлемент, запас которого в организме должен быть всегда с целью бесперебойного обеспечения обменных процессов, дыхания и т.д.. Этот “запас” (т.н. депо) хранится в виде ферритина в энтероцитах кишечника, которые его и впитывают из пищи. Всего в организме в том или ином виде находится в нормальных условиях 2,5-4 грамма железа (примерно как рублёвая монетка), дневной расход составляет примерно 1 мг, плюс 15-30 мг дополнительно во время менструации. Кроме этого, на расход железа влияет наличие инфекционных заболеваний и ошибки в диете (несбалансированность).

Как мы видим, при нарушении всасывания железа или его банальной нехватке в рационе, анемия будет развиваться достаточно долго, благодаря наличию “депо” — ферритина. Но с того момента, как организм начинает задействовать депо, возникает дефицит.

Что касается собственно рациона, то основной источник железа, это, конечно, красное мясо. Но даже из него всасывается не более 22%, а из растительных — вообще всего до 5%. Поэтому рацион должен содержать как минимум 10 мг/сутки для мужчин и от 18 мг/сутки для женщин.

Как возникает дисбактериоз?

Микрофлора кишечника — это очень важная и сугубо индивидуальная история, сродни отпечаткам пальцев: невозможно найти людей с совершенно одинаковой микрофлорой. Человечеству известно около 5000 разновидностей микробов, населяющих желудочно-кишечный тракт. Так вот, их состав и пропорции у каждого человека свои. Дисбактериоз — это изменение количественного и качественного состояния микрофлоры.

Из-за чего может происходить нарушение микрофлоры?

• Прием антибиотиков, особенно широкого спектра, весьма существенно “прореживает” микрофлору. В связи с этим крайне нежелательно использование антибиотиков без существенных на то показаний, без рецепта лечащего врача.
  • Прием оральных контрацептивов запускает каскадную реакцию изменений в организме, связанную с состоянием гормонального фона. Как и в случае с антибиотиками, контрацепцию следует применять исключительно по рекомендации врача и под его наблюдением, так как побочные действия труднопредсказуемы. Довольно большие изменения претерпевает и микробиота кишечника — говорит наш врач-гинеколог Курамшина Асель Хусаиновна.
  • Применение НПВС (нестероидных противовоспалительных средств). Привычные и такие “безобидные” обезболивающие (например, Нурофен) на случай болезненных менструаций или зубной боли подавляющее большинство пациентов принимают без назначения, при этом число людей, хотя бы раз в год применяющих НПВС, составляет порядка ⅔ населения. Однако мало кто знает, что эти препараты обладают сильным негативным действием на ЖКТ, начиная от микробиоты, и заканчивая повреждением слизистых и так называемого “кишечного барьера”.
  • Лекарственно-обусловленные дисбактериозы наиболее распространены и значимы,  однако вклад в общее угнетение полезной микрофлоры вносит и глобальная экология. В частности, содержащиеся в овощах и фруктах пестициды и частицы гербицидов. Кроме этого, широко применяющийся в производстве пластмасс Бисфенол-А. “Хитрость” этого соединения, обнаруженного, кстати, в организме 93% населения (!), в том, что оно пригодно “в пищу” ряду бактерий, которые демонстрируют усиленный рост, приводящий к дисбалансу.
  • Особенности современного рациона. К сожалению, рацион питания жителя мегаполиса зачастую состоит из перекусов: пищи, пусть и хорошего качества, но формат которой позволяет не затрачивать на ритуал много времени. Поэтому такие необходимые для создания благоприятной питательной среды клетчатка, растительные волокна и т.д. оказываются на столе нечасто. Микробиота, вынужденная существовать в таких не самых лучших условиях, также претерпевает изменения.

Влияние дисбактериоза

Определив причины возникновения дисбактериоза, ответим на вопрос — как же он влияет на всасываемость железа? Есть две основные причины.

1. Бактериям для существования тоже требуется железо. Поэтому они начинают конкурировать с организмом человека, забирая на себя какую-то часть, причем в том числе непосредственно из клеток кишечника. Например, кишечная палочка “владеет” 8-ю способами усвоения железа — рассказывает наш терапевт-невролог Якимович Ольга Алексеевна.
  2. Дисбактериоз зачастую приводит к воспалительным явлениям в кишечнике, что, в свою очередь, сопровождается как усилениями потерь железа, так и ухудшением его всасывания.

Что делать?

Во-первых, нормализовать рацион. Обогатить растительными волокнами и клетчаткой, ограничить трансжиры и быстрые углеводы. Если у вас диета — проверить ее с вашим врачом на предмет полноценности, то есть убедиться, что никакие витамины, микро- и макроэлементы не оказались в дефиците. Особенно это касается людей, отказывающихся от пищи животного происхождения.

Во-вторых, очень внимательно относиться к применению препаратов медицинского назначения и всегда советоваться с врачом перед их употреблением.

В-третьих, разумеется, обеспечить восполнение дефицитов, причем это касается не только железа, но и всех выявленных в процессе обследования дефицитов и граничных состояний, а также заняться лечением вялотекущих заболеваний (при их наличии, конечно).

В-четвертых, по назначению врача принимать препараты для коррекции микрофлоры — пробиотики, пребиотики, синбиотики или метабиотики. Последние считаются наиболее передовой комбинацией трех первых.

Выводы

Конечно, ЖДА и дисбактериоз кишечника это не коронавирус. Границы из-за них не закрывают и экономику не душат. Но охват населения просто невероятно велик, и очень часто именно эти состояния являются причиной ухудшения качества жизни и здоровья в частности.

Наша основательница и главный врач клиники Мария Мерекина говорит: «Мы не привыкли постоянно мониторить свое состояние и уделять время заботе о себе. Но задумаемся — насколько мы сможем отдавать больше сил и энергии своим близким, своей работе, повседневным делам, как будет все спориться в руках, когда мы сможем дать организму буквально поток “свежего воздуха”? Мы не здоровы, мы просто недообследованы, но вполне можем быть здоровыми и полными сил — это в наших руках».